Налоговая реформа: что нужно, чтобы получилось

Опубліковано мовою оригіналу

Татьяна Прокопчук, вице-президент по вопросам стратегического развития Американской торговой палаты в Украине для газеты "Бизнес" http://www.business.ua/ 

Каждый раз, когда речь заходит о налоговой реформе, информационное пространство заполняют неимоверное количество экспертов, предлагая различные идеи, концепции, критикуя все и всех, либо же считая, что реформа - это все-равно что взмах волшебной палочки, после которого все станет на свои места.

К сожалению, изнутри этот процесс гораздо сложнее. И самые сложные в нем две вещи – достижение компромиссного решения и практическая его реализация.

Еще на стадии подготовки предложений от бизнеса относительно налоговой реформы мы провели опрос среди компаний-членов Американской торговой палаты в Украине. Результаты показали, что основные замечания бизнеса касаются в первую очередь администрирования налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий, а также единого социального взноса. Исходя из этого, от реформы бизнес ожидает упрощения процесса администрирования этих налогов, руководствуясь европейскими принципами, дальнейшего внедрения электронных сервисов, а также снижения налоговой нагрузки на оплату труда.

То есть, бизнесу нужно, чтоб налогообложение было понятным, прозрачным и предсказуемым. В предложенной концепции реформы эти пункты учтены, некий компромисс существует. Риски заключаются в большей степени в том, будет ли налоговое администрирование простым и прозрачным на практике, удастся ли все-таки организовать эффективную работу фискальной службы и сократить бюджетные расходы. Бизнес осознает свою ответственность перед государством и обществом, готов платить налоги, но хочет быть уверенным, что к нему не придут и устроят внеплановую проверку, целью которой является оштрафовать компанию во что бы это не стало. От этого во многом зависит привлечения инвестиций и благополучие граждан.

Для большей уверенности в надлежащей реализации налоговой реформы нужно преобразовать фискальную службу в сервисную с осуществлением контроля за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками. Это общепризнанная практика развитых стран, когда перед таким органом ставится задача предоставлять налогоплательщикам профессиональные консультационные услуги, и дополнительно – контролировать корректное начисление и уплату налогов.

Сбор налогов должен перестать быть плановым, а о количественных KPI, поставленных перед этой структурой, нужно забыть. Тогда этот орган будет следить за исполнением налогового законодательства всеми плательщиками

Диалог, который бизнес ведет з ГФС, свидетельствует о жизнеспособности такой модели. Обсуждение ведется по вопросам обеспечения надлежащей имплементации электронного администрирования НДС, внедрения плана по урегулированию зачетов переплаты по налогу на прибыль предприятий при выплате дивидендов.

В то же время сервисная функция - это не только обеспечение диалога на должном уровне, но и простые, понятные всем формы отчетности, электронные сервисы, налаженное функционирование электронного кабинета налогоплательщика. Стабильные и упрощенные формы отчетности, электронное декларирование всех налогов, увеличение отчетных периодов сэкономит бизнесу время. Время для бизнеса - деньги, соответственно и новые налоги для государства.

Опыт показывает, что одним из нововведений реформы должна стать ответственность налоговых органов за необоснованные решения. Это будет служить сдерживающим фактором для налоговых инспекторов в принятии решения относительно того, имело место нарушение со стороны бизнеса, или нет. Однозначно стоит также оптимизировать численность персонала и увеличить оплату труда, сочетая материальные и нематериальные стимулы. От таких практических вещей во многом зависит успех реформы, уверенности в этом пока нет.  

Важно понимать одну вещь – когда иностранный инвестор присматривается к новым инвестиционным возможностям, в плоскости налогов он в первую очередь интересуется предсказуемостью фискальной политики и прозрачностью взимания налогов.

Последний опрос, проведенный среди компаний-членов Американской торговой палаты, показал, что эффективная реализация налоговой реформы является одним из самых больших ожиданий бизнеса на ближайшее время. Ведь это даст толчок для развития национальной экономики, а следовательно, привлечения инвестиций и благополучия граждан.